Мезенский костюм


Традиционный костюм Русского Севера для мастеров коллектива «Русские начала» – неисчерпаемый источник для вдохновения и творчества.

Два года назад мы познакомились с традицией Мезенского уезда Архангельской губернии. Причиной нашего увлечения послужило появление книги архангельского исследователя Наталии Павловны Лютиковой «Крестьянский костюм Мезенского уезда Архангельской губернии конца XIX – начала ХХ века», вышедшей в 2009 году. Книга – фундаментальное исследование и представление коллекции мезенского костюма из собрания Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы».

Особое внимание привлекли костюмы, сшитые из покупных тканей, парчи, шелка, ситца, разнообразием кроя и материала.

В мезенских деревнях в конце XIX – начале ХХ века продолжали бытовать стариннейшие праздничные костюмы, сшитые из шелка и парчи, состоявшие из рубахи, косоклинного сарафана и душегреи – полушубки или коротёны, праздничного головного убора. Девушки носили повязки из мишурного позумента с вышитым очельем.

Ситцевые костюмы были повседневной или праздничной одеждой для небогатых крестьянок. Рубахи шили с прямыми поликами и с зауженными или широкими рукавами, в начале ХХ века стали популярными рубахи с оборками и широкими рукавами. Сарафаны также были разнообразными по крою: носили круглые из ярких «аглицких» тканей, появившихся еще в конце XIX века, и новомодные сарафаны сложной конструкции: прямые спереди и отрезные по талии сзади.

Широкое распространение на Мезени получили платья, которые шили из тафты и шёлка. Исследователи отмечают разнообразие вариантов кроя. Платья украшали покупными кружевами, их носили с шелковыми шалями.

Женщины на головах носили повойники в виде небольшой шапочки, их по околышу повязывали сложенным в виде ленты платком. Существовало несколько способов повязывания «плата алого»: концами вперед или назад.

Для создания коллекции мы отправились в экспедиции по мезенским деревням (2011, 2012 год), несколько раз работали в фондах Архангельского музея «Малые Корелы», собирали информацию, снимали крой, изучали особенности ручного ткачества. После досконального изучения традиции, мы приступили к изготовлению костюмов. Были подобраны ткани, приближенные по качеству и рисункам, насколько это возможно, к оригиналам. Особое внимание уделялось точности кроя и нюансам ручной работы, которых, как оказалось, было немало. Для косоклинных сарафанов заказаны копии старинных пуговиц у мастеров-ювелиров.

Впервые коллекцию показали на Каргопольском празднике мастеров в 2011 году. В июле 2012 года наш коллектив стал участником Мезенского районного праздника традиционного костюма «Шей мне, матушка, красный сарафан», который прошел в старинном селе Кимжа. Мы выступили не только с показами наших коллекций, но и дали несколько мастер-классов по ткачеству мезенских поясов и шитью костюмов.
В октябре 2012 года за создание и показ двух коллекций, в том числе и «Мезенского костюма» коллективу «Русские начала» был присужден Гран-при VI Всероссийского конкурса «Русский костюм на рубеже эпох» (г. Ярославль).

В создании коллекции мезенского костюма приняли участие преподаватели и мастера коллектива «Русские начала»: Ольга Климова, Татьяна Валькова, Оксана Степанова, Юлия Козлова, Вера Назарова, Ольга Латушкина, Людмила Щербакова, Ирина Казакова, Елена Панкратова, Вера Голубева, Наталия Кулиш, Ирина Гречникова, Сусанна Савинюхова, Валентина Гурова, Светлана Ерошенкова, Елена Созинова, Ирина Чернышова.