Сарафан для крохинской невесты готов!

21.02.2024
Крохино. Незатопленные истории ВК
«Крохино. Незатопленные истории Белого озера» — это официальная страница Благотворительного фонда "Центр возрождения культурного наследия "Крохино", и проект c большой историей.
От мастеров мы узнали много интересных подробностей о том, как шился этот самый известный предмет традиционного русского женского костюма.

Мы уже писали, что реконструкцией свадебного костюма Крохинского посада занимаются профессионалы – мастера Студии «Русские начала» из Москвы. Жаккардовую переливчатую ткань золотисто-пурпурного оттенка выбирали, ориентируясь на знаменитые фотографии Прокудина-Горского, сделанные в Нижней Топорне, и на фото из книги «Новгородский костюм», где запечатлены сарафаны из Белозерского и Кирилловского уездов Новгородской губернии.

В старину праздничные шёлковые сарафаны шили на подкладе, и наш сарафан сшит так же. «На подклад мы взяли ткань с таким рисунком, который по настроению, по тону максимально приближен к тканям XIX века, – говорит руководитель Студии «Русские начала» Татьяна Валькова. – По низу сделана обтачка из черного сатина: это необходимо, чтобы предохранить сарафан от контакта с землей и чтобы он лучше держал форму – это типичная история не только для новгородского, но и вообще для русского сарафана».

Сшила сарафан для невесты мастер Екатерина Багина, у которой накоплен большой опыт в создании реплик музейных предметов. Сложное в исполнении и масштабное изделие сшито полностью на руках, без применения машинной строчки! Посмотрите, насколько аккуратно заложены мельчайшие складки по верху сарафана, как филигранно выполнены швы обтачки!

Интересную особенность кроя сарафанов Белозерского уезда заметили мастера, выбирая «модель» сарафана в ходе изучения предметов в фондах Белозерского областного краеведческого музея. Прямой сарафан кроится из шести прямых полотнищ, но между передними и задними деталями всегда есть перепад длины. Здесь этот перепад оформляется с помощью дополнительной детали – небольшого треугольничка, который этот перепад плавно спускает. Эту особенность кроя мастер повторила в нашей реконструкции.

Ещё одна местная особенность, отмеченная на двух сарафанах из фондов Белозерского музея, –планка, пришитая по верху сарафана. Тесьма или ткань шириной 1,5 см «собирает» верхний край сарафана по всей окружности, с обратной стороны она дублируется льняной тканью. Верх получается аккуратным и обеспечивает вещи хорошую форму, поэтому мастера решили повторить этот приём на всех сарафанах нашего проекта. Кстати, раньше таких примеров северных сарафанов участники Студии не встречали, несмотря на 25-летний исследовательский и практический опыт работы с традиционным народным костюмом!

И напоследок скажем, что найдена клетчатая тафта для изготовления ленты, завязанной по верху сарафана невесты. Источником этой идеи послужила фотография девушек в традиционных праздничных костюмах из фондов Белозерского музея. Эта лента, похоже, служила заменой поясу, а её длинные концы, развеваясь на ветру, придавали образу лёгкость и воздушность. Ленту для крохинской невесты решила подарить из своих личных запасников Алёна Митина. Она также подарила старинную муаровую ленту для свадебного венца, который мы покажем вам позже.

Кстати, в следующих постах, посвященных крохинскому свадебному костюму, мы расскажем о наряде жениха и украшениях для невесты и её подружек!

Проект «Русская Атлантида: возвращение голоса затопленной деревне Крохино» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Поделитесь с друзьями: