Успеть сохранить

05.01.2023
Русский мир ВК
Издание о России и Русском мире. Новости, публикации о русском языке, культуре, истории, науке, образовании.
Знают ли столичные жители XXI века, как выглядел традиционный народный костюм тех, кто жил в Московской губернии в XIX веке? Во что их предки рядились, какие ткани, обувь, украшения предпочитали? В 1850 году, согласно данным девятой ревизии, население губернии составляло 1,348 миллиона человек. Немало. А народных костюмов, да что костюмов, отдельных предметов одежды той поры, сохранилось в музеях всего ничего.

В это трудно поверить, но во всех московских и подмосковных музеях, вместе взятых, хранятся всего три (!) круглых сарафана Московской губернии. Еще два находятся в коллекциях местных жителей. Такие сарафаны массово начали носить в России как раз во второй половине XIX века. В то же время в Архангельской области никому даже в голову не придет считать в коллекциях сарафаны — там счет идет на сотни. Та же ситуация в Орловской, Воронежской, Рязанской областях.

Почему не собирали московский народный костюм, ответа уже не найти. А вот о том, как можно сегодня поправить ситуацию, нам рассказала руководитель АНО "Студия по изучению, возрождению и развитию национальных традиций "Русские начала" Татьяна Робертовна Валькова. Журнал писал про этот замечательный коллектив из Москвы (см.: "Русский мир.ru" № 4 за 2019 год, статья "Хранители". — Прим. ред.), участники которого занимаются традиционными костюмами разных регионов России — каргопольским, олонецким, архангельским, тверским, нижегородским. А как же московский костюм? А вот с ним, как уже стало понятно, все оказалось совсем непросто.

Фото: Марина Жиделева

"НАС ЗАЦЕПИЛО"

"В какой-то степени интерес возник давно, примерно десять лет назад, — рассказывает Татьяна Робертовна. — Тогда в Российском этнографическом музее (РЭМ) Санкт-Петербурга мы познакомились с коллекцией народных костюмов Бронницкого и Дмитровского уездов Московской губернии. В 1913 году в экспедиции ее собрал сотрудник музея, этнограф и фольклорист Александр Казимирович Сержпутовский. Часть костюмов была из одного села — Фаустово. А Ольга Климова — моя коллега и заместитель по студии — родом как раз оттуда. Нам стало интересно: "Оля, а что у тебя носили в деревне?" Вот так нас и зацепило".

Но оказалось, что московский костюм наименее изучен по сравнению с одеждами других территорий страны. Причин тому несколько. Во-первых, очень мало костюмов сохранилось. Во-вторых, предметы зачастую разрознены и находятся в разных музеях или частных коллекциях. В-третьих, по ним практически нет информации. Работа предстояла сложная. К тому же в состав Московской губернии входило 13 уездов, каждый со своими особенностями в костюмах, песнях, обрядах — своей собственной традицией, как говорят этнографы. Так с какого же начать?

На поиски Татьяна Валькова и Ольга Климова отправились по московским и подмосковным музеям. После изучения музейных коллекций выяснилось, что интересующих исследовательниц предметов практически нет. Лишь в музее-заповеднике "Дмитровский кремль" им повезло. "Здесь оказалось около 50 предметов, связанных с крестьянской одеждой, — объясняет Татьяна Робертовна. — Мы вспомнили также про большую и разнообразную коллекцию А.К. Сержпутовского, в которой часть текстильных предметов родом из Дмитровского уезда. Это верхняя одежда, мужские и женские рубахи, порты, сарафаны, головные уборы женские и мужские, девичьи повязки, пояса. И мы поняли, что теперь есть с чем работать".

Фото: Марина Жиделева

В общей сложности исследования заняли около пяти лет. Помимо работы с текстильными фондами двух музеев были найдены и тщательно изучены письменные и изобразительные источники. Когда стало понятно, что объем собранных данных достаточен, был создан проект "Традиционный костюм Дмитровского уезда Московской губернии: успеть сохранить".

На его реализацию ушло еще полтора года. За это время 30 мастеров студии под руководством Татьяны и Ольги "глубоко погрузились в историю, воссоздали и освоили старинные технологии. Ткани сотканы на ткацком стане, покрашены, почти все предметы сшиты на руках, сделаны вышивка и украшения, сплетено кружево, связаны чулки". В результате дружного соработничества — именно этот термин употребляют "Русские начала" — появились на свет 17 женских и мужских праздничных костюмов Дмитровского уезда Московской губернии 1850–1870-х годов. Осуществить задуманное удалось во многом благодаря поддержке Фонда президентских грантов.

Фото: Валентин Харпалёв

ТКАТЬ ПЕРЕТЫКИ

"Мы не делаем "дословных" реконструкций, — рассказывает Татьяна Валькова, — это невозможно. Иначе нужно начинать с самого начала: сеять лен, прясть нити, жечь лучину, для того чтобы была полная реконструкция на уровне копии. Наша задача — воссоздать образы".

И хотя "Русские начала" не сеяли лен и не пряли нити, но ради создания ощущения подлинных вещей большая часть тканей была выткана вручную на старинных ткацких станах. С этой непростой задачей успешно справилась мастер и преподаватель студии Оксана Степанова. Всего было выткано около 70 метров для женских и мужских рубах и портов. Это колоссальный объем работы, потребовавший немало времени. Только на заправку одного стана уходило до пятнадцати часов. А на 3 сантиметра узорного ткачества с ажурными элементами для полотенчатого головного убора уходило четыре часа.

Непросто было повторить и перетыки — поперечные полосы, вытканные красными нитками, которые были характерны для московских женских и мужских рубах, а также головных полотенец. Как объяснила Татьяна, перетыку довольно сложно выткать абсолютно одинаково, например, для левого и правого рукава. Поэтому местные крестьяне изобрели замечательный способ, при котором ткалась ткань с перетыками, затем нужные места вышивались, а потом ткань разрезали на две части, и получались одинаковые заготовки сразу на два рукава.

"Подмосковные крестьяне в основном использовали льняные ткани, в которых мы заметили одну особенность, — уточняет Татьяна Робертовна. — В частности, крестьяне Дмитровского уезда ткали ткань несколько шире, чем в среднем по стране. Здесь встречается домоткань шириной 39, 42 и 43 сантиметра, тогда как обычная, как правило, составляла 36″. Для такой увеличенной ширины современной мастерице пришлось заправлять в ткацкий стан около 720–760 ниток в основе. К сожалению, в наше время сложно найти качественные отечественные льняные нити, и пришлось закупать фабричные за рубежом.

Часть сотканных тканей была окрашена в характерные для Подмосковья красный и синий цвета. Все как встарь: уж если шить сарафаны, то из домотканой крашенины. Сшитые сарафаны затем украсила сияющая золотым по красному шелковая тесьма, в точности передающая цветовую гамму той, которая здесь когда-то бытовала. Ее выткали в уникальной мастерской старинных тканей Новоспасского ставропигиального мужского монастыря в Москве.

Фото: Валентин Харпалёв

Полный текст статьи см. на сайте Русский мир
Поделитесь с друзьями: